Надар-журналист
Мировая вещь - номер журнала! Надар - один из художников. «Petit Journal pour Rire» vol. 1, (nos. 1-52). Edited by Charles Philipon (French, Lyons 1806-1862 Paris). 1856.
читать и смотреть дальше
Карикатура Надара. А то всё говорим: журналист, карикатурист!..
Нашлись ещё странные карикатуры, авторство которых указано очень туманно. Непосредственным создателем назван Ипполит Мэйи, а о Надаре говорится как о некоем авторе-предтече. Спионерено?
Карикатура в подражание Надару - одна.
Карикатура в подражание Надару - вторая.
Карикатура в подражание Надару - третья.
Карикатура в подражание Надару - четвёртая.
Может быть, действительно нагло срисовано. Для истории это - не более чем факт!..
Странички журнала «Paris-théâtre» - еженедельника, выходившего по четвергам. Фото Надара.
Надар-фотограф
Многие фотографии наверняка покажутся вам знакомыми. Что особенно интересно - теперь мы можем узнать, где они хранятся! Пусть некоторые и не экспонируются: ничто не мешает появляться разнообразным выставкам!.. Посему - вот вам ещё один обязательный пункт посещения среди достопримечательностей Нью-Йорка.
Théophile Gautier, ca. 1856. Salted paper print from glass negative.
Eugène Pelletan. 1855-59. Salted paper print from glass negative.
Philipon, Satirist and Publisher. 1856-58. Salted paper print from glass negative. Точно-точно, это главный редактор «Petit Journal pour Rire»!
Victor Hugo, ca. 1884. Albumen silver print.
Francois Guizot, ca. 1865. Albumen silver print.
Ferdinand de Lesseps. ca. 1880. Albumen silver print.
Gioacchino Rossini. March 1856. Salted paper print from glass negative.
Pierre-Luc-Charles Cicéri. 1855-60. Salted paper print from glass negative.
А вот это - неоднозначный экспонат. Это портрет Бодлера, выполненный Эдуардом Мане по фотографическому снимку Надара. А вот Надару куда лучше, чем Мане, удалось ухватить пристальный, жутковатый взгляд этого человека, с какой бы фотографии ни рисовалось.
Portrait of Charles Baudelaire, Full Face, after a photograph by Nadar. Édouard Manet . 1868.
Ещё одна совершенно потрясающая штука нашлась - альбом визитных карточек, принадлежавших знаменитым личностям. По сути, это альбом фотографий, и я не очень понимаю, почему он озаглавлен как сборник визитных карточек: там и имя владельца не на каждой найдёшь! Но, как быто ни было, альбом собирался в течение двадцати лет, с 1860-ых по 1880-е, и пополняли его работы разных фотохудожников. Среди них есть по крайней мере один снимок Надара - Франсуа Гизо. (Всего на сайте представлено двести изображений, и как-нибудь, под увлекающую музыку, я их прокручу все по одному до конца.)
Жан Франсуа Милле, французский художник. Jean-François Millet. 1856-58, printed ca. 1900. Albumen silver print from glass negative.
А вот пара фотографий, которые уже точно нам знакомы!
Self Portrait in American Indian Costume. 1863. Salted paper print from glass negative. Ну очаровашка же! И всё так же глаза таращит.
Nadar with His Wife, Ernestine, in a Balloon, сa. 1865, printed 1890s. Gelatin silver print from glass negative. Эрнестина!..
Жюль Жанен.
Jules Janin, ca. 1856. Albumen silver print from glass negative.
Надар катакомбит.
Catacombs, Paris. April 1862. Albumen silver print from glass negative. Надпись в уголке:
И ещё более загадочная, чем сборник визитных карточек, Галерея современности: литература, искусство. Ага, странно звучит. Отыскалось о ней то, что она выходила еженедельно, в нашем случае в 1876–1881 гг. - и что среди иллюстрирующих фотографий были снимки Надара. Маленькая подпись внизу справа говорит, что этот пожилой господин (Исидор Тейлор?) - из его Пантеона.
Почему-то фотография Фелисьена Ропса, бельгийского художника-символиста, описана как «прежде приписываемая Надару». Правда ли это? Художественная манера снимка столь узнаваема, что мне с большим трудом верится!.. Поизучала минут пять его работы: сразу прониклась убеждением, что Надару бы очень захотелось его сфотографировать. На сайте признанным автором назван кто-то по имени Жильбер Радо. ( )
Félicien Rops. Gilbert Radoux. 1861. Albumen silver print from glass negative.
И с фотографией Эдуарда Мане такая же проблема: настоящим автором её назван некий Анатоль Годе, а Надар упомянут в контексте лишь как прежде предполагаемый автор. Снова задаюсь вопросом, так ли оно на самом деле: но здесь я уже чувствую за собой право сомневаться. В самом снимке явственно заключён вызов, попахивающий романтизмом. Эта резкое положение в пространстве, этот твёрдый, упрямый, закрытый жест...
Edouard Manet. Anatole Godet, ca. 1865. Albumen silver print from glass negative.
Ни в случае Ропса, ни в случае Мане поисковики не дают результатов: именно эти их фотографии находятся в единственном экземпляре. На сайте музея.
Alexandre Dumas. November 1855. Salted paper print from glass negative.
Комментарий к экспонату:
«Félix Tournachon first met Alexandre Dumas (1802-1870) in the 1820s, when the young author brought manuscripts to his father, Victor Tournachon, to publish. After admiring Dumas's swashbuckling historical dramas at school, Félix became his friend in the 1840s, a period when he was working as a journalist, novelist, and caricaturist with the nom de plume Nadar. In 1855 the two men dreamed of writing a play together, but eventually they collaborated only on this portrait, made in November of that year.
Seated casually, his hands folded comfortably on his cane, Dumas addressed Nadar with a jovial vivacity suggesting the camaraderie that was their wont. His lively expression surely owes something to the interest he took in his friend's conversation, but it also derives from Nadar's uncanny ability to draw from his sitters their most characteristic expressions. He avowed that although anyone could learn to photograph in a single session, what could not be taught was "a feel for light" and a quick intuition for "the moral comprehension of one's subject . . . which permits the most familiar and favorable resemblance, the intimate one"».
Следующие две фотографии особенно специфичны - и мне жаль, что их только две.
Pierrot Running. Adrien Tournachon. 1854-55. Albumen silver print from glass negative.
Комментирии к экспонату:
«In late 1853, Félix Tournachon (Nadar) paid Gustave Le Gray to teach photography to his younger brother, Adrien, a painter of some talent frequently in his charge. At the same time Félix himself learned to use the camera from his friend Camille D'Arnaud. Promising to assist his brother, Félix set up a studio for him on the Boulevard des Capucines. Adrien worked alone until September 1854, then turned to Félix for help. The two brothers collaborated until January 1855, when competitive friction ruptured the arrangement and led to a lawsuit through which Félix recovered sole use of his pseudonym, Nadar.
During the time they worked together, the brothers made a series of large photographs of Charles Debureau, son of Baptiste Debureau, the famous mime of the Théâtre des Funambules. These photographs attracted much public attention and won the gold medal at the Exposition Universelle of 1855 in Paris.
Designed as an elaborate publicity campaign for the photographers, the suite of more than fifteen photographs of characteristic expressions forms an episodic visual narrative of the comical misadventures of the pantomime character Pierrot. This photograph shows Pierrot in an attitude of pursuit or flight. Despite the immobility required by the relatively long exposure, the simulated movement is wonderfully expressed. A static, splayed demonstration of action in a shallow space, the picture's content is as concise as a dictionary definition, its form as legible as that of a runner on a Greek vase».
Pierrot Laughing. Adrien Tournachon. 1855. Gelatin-coated salted paper print (vernis-cuir).
Комментарии к экспонату:
«We owe the contemporary image of Pierrot to the famous mime Jean-Gaspard Baptiste Duburau, who replaced the ruff and wide white hat of the commedia dell'arte character with the long blank face and black skull cap that we recognize today. Charles Duburau, his son and also a mime, was asked by Nadar and his brother Adrien to pose for a series of "têtes d'exprеssion" that would serve as publicity for the brothers' struggling studio. The series was an enormous popular success».
А вот это - просто сиди и ахай.
Nadar's Pantheon (Panthéon Nadar). 1854. Lithograph. Автор - на полном серьёзе Надар, и среди этой компании находятся Жорж Санд, Виктор Гюго, Оноре де Бальзак, Александр Дави де ля Пайетри, отец Дюма... Я вроде как и самого Дюма вижу... А ещё там Гейне, Араго и Этцель! Да там должен быть едва ли не весь Париж! А вон тот, слева, с краю, в третьем ряду
А там, там, около таблички, сам Надар сидит.
Внимание. Дальнейшую часть поста я снова прячу под «More» и предупреждаю: рейтинг. В ней расположены материалы, рассчитанные на взрослую аудиторию. Да и вообще: некоторым может просто показаться противно. Но это снимал Надар: и я раньше о сём факте не знала.
Детям до восемнадцати лет низзя!
Hermaphrodite. 1860. Albumen silver print from glass negative.
Комментарии к экспонату:
«Since its inception, belief in the camera’s capacity to capture the world more accurately than human observation has prompted reliance on photography as a clinical tool. Its use as a seemingly detached record was particularly pronounced in anatomical research of the nineteenth century, a period in which many presumed physical appearance to be an index of character and culture.
In an undated letter, the chair of the Paris municipal hospital asked Nadar to create portraits of an unknown patient "with as much truth and art as you can." Although he rarely applied for copyright, Nadar registered his series of nine photographs of a hermaphrodite, which were granted copyright protection on the condition that they were used only for scientific purposes and not put on public display».
Больше подробностей отыскалось здесь.
В самом деле, эти снимки Надара не стоит преподносить для обозрения широкой публике. Тем не менее, музей поступает правильно: с тех пор как Феликс Турнашон обеспечил ограниченный доступ к своим работам, прошло столько лет, что и его действие, и самое время стало необходимо увековечить на музейной витрине.
И просто милые снимки, уже не анатомические, а вполне себе эротические.
Standing Female Nude. 1860-61. Salted paper print from glass negative.
Seated Model, Partially Draped. 1856–59. Salted paper print from glass negative. Невысок рейтинг: но разве этой фотографии плохо в компании предыдущей!
Вот оно как, друзья! И уж в чём - в чём, а в следующем я уверена: зная Надара, следует утверждать, что это далеко не последние сюрпризы!
До новых встреч!