Вот кто на чём останавливает глаза, когда смотрит и пересматривает любимый фильм? Кто на что обращает внимание? На лица героев, на их скрытые прежде движения, на жесты, на взгляды, на спрятанные намёки, да хоть на ляпы - кто на что!
А я смотрю, что под жилетом у Павла Ивановича Киянского.
Чёрная полосочка? Ну да, это подтяжка. Подтяжка! В таком фильме, как наш любимый, как "ТО" 41-ого, углядеть какую-нибудь деталь в смутном, прямо-таки дышащем прошедшими годами кадре - уже особенная радость. А тут такое чудо.
Подтяжки - предмет для наших героев довольно-таки обыденный. Тем самым мы снова поклонимся создателям фильма, столь мало нам известным: их внимание к деталям восхищает. Конечно, в подтяжках в 1941 году нет ничего удивительного: их носят и будут носить; а наш кинематограф всегда действовал по схеме "голь на выдумки хитра": чего бы ни нашли, всё к чему-нибудь приспособят, да ещё ладно и уместно.
Так, по всей видимости, и с подтяжками.
читать дальше
Здесь мы можем видеть, что на своём конце подтяжки - Y-образной формы, и художник по костюмам (в титрах указан один "общий художник" - И.Ф. Юцевич) попал в прямо точку. Как сообщают источники, именно к 50-ым - 60-ым годам XIX столетия подтяжки, предмет одежды весьма привычный, стали принимать такой вид.
Необходимо заметить, что для наших героев подтяжки - это не роскошь. Брюки имели такую форму, что ремень не смог бы их удержать.
Зато на них море пуговиц - цепляй не хочу. Заметим, кстати, что на картинке к тем же пуговицам прицеплены ножны: Сайресу, я думаю, вполне можно было носить оружие таким образом.
Подтяжки - деталь костюма достаточно интимная. Поэтому я поступаю нескромно, заглядывая Гедеону Спилету под жилет, - да и вы тоже! Но что поделать: мы же так любим Гедеона Спилета, мы же так интересуемся, что он носил, и так заботимся о его одежде! Теперь, например мы узнали, что достославный журналист не носил ремня и поэтому никто не мог дать ремня ему.
Посему - увы, к сожалению, на имеющийся момент, где недвусмысленно поминается ремень героя с пряжкой, нашлось возражение. Но, на мой взгляд, не менее красивым, прямолинейный и трогательным жестом были бы манипуляции с подтяжками.
То же соображение стоит помнить, говоря о небезызвестном фильме "Пять недель на воздушном шаре" (США, 1962 г.), как раз на этих выходных разобранном в "Произведениях". Там все напропалую: и пустоголовый очаровашка журналист Дональд, и правильный парень Джек - носят ремни, а также фееричных цветов рубашки, нимало не смущаясь перед дамами. Это как если бы ваши компаньоны по путешествию на всём его протяжении ходили без штанов: согласитесь, неловкости не избежать. Впрочем, о чём мы говорим! - там, где бегает рабыня, юбочка которой заставит и современную девушку покраснеть, удивляться вовсе нечему.
Итак, в целом мы получили представление о детали, промелькнувшей перед нами на экране: она так мила, что за ней хочется следить снова и снова. Невозможно не сказать здесь, что изящно оформленные подтяжки - это ещё и знак симпатии со стороны женщины. Мужчине было лестно получить в подарок подтяжки, вышитые рукой любезной подруги: думается, Спилету такая честь выпадала не раз. Вышитые подтяжки пока не продаются в магазинах готового платья, они появятся там к концу столетия - но у Спилета в этих элегантных, пусть никому и не видных деталях костюма наверняка не было недостатка.
Вот только, мнится мне, переставал он носить очередную вышитую пару подтяжек, когда порывал со своей возлюбленной...
Приблизительно 1850 г.
Без датировки.
А вот просто гравюра с общим видом: теперь мы будем знать, что под каждым сюртуком и жилетом каждого расфуфыренного джентльмена с модной картинки скрываются... подтяжки. И, если они красиво вышиты, джентльмен ими втайне горд. И связано с ними наверняка не одно воспоминание.
Мужчины в 1861 году; заметим, что справа - охотник! Потрясные гамаши-гетры, восхитительные брюки! Спилету бы наверняка пошло. Охотничью сумку стоит рассмотреть: у современников Спилета не было возможности, как у женщин, спрятать всякие полезные мелочи в ридикюль или сумкомешочек, всё приходилось распихивать по карманам. Саквояж - сугубо дорожная ручная кладь.
Бакенбарды у молодого охотника вполне походят на те, что носит Спилет на иллюстрациях Фера. Спилет - франт, мы в этом убеждаемся снова и снова. Он бы и на войне следил за модой. По мере возможности.