Двери в волшебную страну. Я до сих пор не очень-то верю, что со мной это было.
Но я так хочу туда опять. Порой я чувствую себя прикованной к своему городу. К своему университету, к своим связям, к своим социальным ролям. Всё, чего я хотела бы от своей самой-самой-идеальной-работы, - это возможность в любую минуту уехать куда я захочу.
Читать дальше
Город
Это не путевой дневник. О последовательности наших сладких приключений вы можете узнать в инстаграме, который даёт безошибочную хронологию. Тут у нас воспоминания.
Мы едва-едва доползли до отеля. Тут бы и рухнуть - уснуть мёртвым сном; но как всегда: желанный отдых терпит перед лицом неизведанного. Нант из нашего окна.
Набережная Ла Фосс - наш отель чуть в глубине слева. Направо - Луара, мост Анны Бретонской, "Остров Машин". И, собственно, главный городской остров. И ближайший супермаркет. И "Subway", в котором никогда никого не было.
Каруселек и очаровашку слоника? Пожалуйста! Кстати, на "Острове Машин" самая толковая сувенирная лавка. В туристическом центре рядом с замком - совсем не то.
Типичная застройка Нового времени.
Замок герцогов Бретонских.
Кафедральный собор.
Доки, где строилась реплика "Сен-Мишеля II".
Погода в Нанте переменчива и капризна. Луара велика и дышит как море. Часто и подолгу идут дожди, и не дожди это даже - а какая-то мелкая водяная пыль, бретонская сырость: налетит, промочит и высохнет. Впрочем, настоящие ливни тоже не редкость: под одним из таких мы знакомились с верножилищами. Спасибо Колетт, о которой - мы заговорим в следующем отчёте.
Вот она, Луара, ветреная и глязно-жёлтая. Меня уверяли, что это она только у моря такая. Уровень воды ощутимо меняется, течение крутится вспять. Незаметная река: тихо прячущаяся за парапетом.
Велосипедисты - хозяева города. На велосипедах ездят все, дресс-кода для них не существует, никто не боится машин, прокаты через каждые десять метров.
А видите вон ту тучу? Она настигнет нас на острове и загонит под безвестный козырёк. Выйти на улицу и не промокнуть - редкая удача, я должна вам сказать.
Единственная едва в этом посте. Когда вас кормят мидиями, и холодным томатным супом, и нереально вкусным рататуем, который даже я за обе щёки уписывала, и насквозь розовым тортиком, который сделан чёрт знает из каких райских облаков, и сандвичами в багетах, которыми наедаешься на шесть часов, - тогда просто преступление доставать гаджеты.
Это наш первый поход в супермаркет из двух. Мы покупали себе только хлеб и сандвичи: нам просто не давали жить на самообеспечении!
У меня было 500 евро. Купюрой. Одной купюрой. Вы понимаете, о чём я.
Кривые улочки Нанта! Эту вот не знали гугл-карты, но знал местный путеводитель - знал и советовал! Видите зелёную полоску? Это Green Line. Она вызывает в голове бесконечно повторяющуюся песенку "Follow The Yellow Brick Road!" - и иногда ещё водит туристов по самым любопытным частям города.
Ходить, ходить - и случайно набрести на граффити, которое мы напрочь забыли искать. А ещё оно в кадр не помещается.
Королевская площадь. На верхушке фонтана дева-Нант с замком на голове, в центре - Луара, по бокам - её притоки.
А вот сейчас там я-аармарка...
Пассаж "Pomeraye", главная торговая точка, причина кучи сувениров и ещё одного чемодана для книг. А ещё мы захотели прозрачный трость-parapluie. Но потом выяснилось, что в багаж не войдёт.(
Узнаёте? этот негодяй ходил с Иньяром по тем самым улицам! И парижанином прикидывался.
Железнодорожная платформа, направо вокзал. Смотрим на запад - к Сен-Назеру.
Lieau Unique в наше самое холодное нантское утро (ладно, это верно только для первой картинки); местный Винзавод, до третьего числа тут выставка "Жюль Верн на большом экране". При нас гоняли выставку компьютерных игр.
Это navibus. Нет, я совершенно серьёзно. Это общественный транспорт, который бегает через речку. И билет на него такой же, как на автобус и трамвай.
Кто там болтал про город контрастов? Впрочем, это наши переводчики отожгли. А Нант внезапно притягивает внимание тем же способом, что и сказочный Эдинбург. Ну вот поставили они рядом с местным деятелем трактор из кафеля. И рады!
А это нантские кольца. Просто разноцветные кольца вдоль набережной. Сюда ходят гулять вечером, здесь жуткий ветер, играет музыка, тянутся одноэтажные деревянные кафе.
А это птичка. Она спит на газоне перед входом в Ботанический сад. Прямо за воротами - вокзал, и птичку нужно разбудить к её поезду.
Нант как он есть. Пасмурный, то неприветливый, то уютный, не-портовый, себе на уме. Незабываемый.
Четыре дома Верна
Строго говоря, в Нанте их пять. Ещё загородный дом в Шантене, где кузены, мечты о море, игры, Каролина и т.д. Но мы не добрались до туда. Конечно, повод вернуться: и увидеть вторую статую Анны Нантской, и... Да, я хочу жить в Нанте. В течение продолжительного времени и так, как захочу. Европа привлекает меня прежде всего своей простотой и свободой.
На том, что с красной дверью, нет памятной доски.
Узнаваемо: Фейдо, улица Оливье де Клиссон, 4. Здесь Верн родился.
Набережная Жан-Бар, 2: этот адрес тоже у всех на устах. Здесь неподалёку контора отца, Эрдр по-прежнему прямо под окнами. Жюль провёл детство здесь.
Улица Жан-Жака Руссо, 6. Семья Верна живёт здесь с 1840 года.
Улица Сюффрен, 1. А этот адрес помнит сумасбродства юного Мишеля Верна. С июня 1877 по сентябрь 1878 Верны жили здесь: они лелеяли надежду, что свидания с дедушкой и бабушкой благотворно повлияют на безбашенного парня.
Музей
Стоило повернуть голову на набережной Ля Фосс, как мы видели музей - белую башенку с тёмной крышей, торчащую из пушистой зелени на самой макушке холма. Помню, как я, уставшая и не очень способная восхищаться, увидела его первый раз, - ещё далеко было до нашего отеля, мостовые нещадно корёжили чемодан, шёл противный мелкий дождь - а передо мной музей Жюля Верна. Мы действительно приехали сюда.
Посещение музея было сплошь узнаванием. Да, и цитаты про Нант здесь. И кран из окна виден. И Евгения Паловича наконец-то приняли эти стены. И экспонаты - они точно такие же. Сканы и фотки из Сети не лгут.
А тут выставка какого-то корифея постмодерна. Он отгрохал большую статую Верна, у которого три четверти - пенопластовая хрень. Искусство! Руководство музея должно было прикрываться "Парижем" и ржать.
А вот такая милота висит в местном туалете. Для случайных людей!.. Оно и здорово.
Посредством Мари связать Онорину с Е.П. Брандисом. Да, он писал о ней обидные и грустные вещи! Конечно, этого не делал только ленивый. Но это же всё равно Онорина, чёрт возьми!
Часть панно в полуподвальной части здания: вокруг портреты героев, в середине карта с красными лампочками. Жмёшь кнопку под названием романа - мигает маршрут. А рисунки узнаваемые, да-да, это Жан Брюно.
Вообще не хочется много говорить об экспозиции. С одной стороны, она вызывает щенячий восторг, а с другой... ты словно в параллельный мир попадаешь. В забавный и наивный мир! - Здесь думают, что Верна нужно продвигать и обвешивать конвергентными современностями, чтобы к нему шли и его читали! Это когда у них фотографии оригинальные. Это когда у них всё, что я постила в "Произведения", лежит за стеклом в материальном виде. Честное слово, это очень забавно!.. Не фрустрация, но всё же диссонанс: казалось бы, разве таким должен заниматься музей Жюля Верна! А ему, конечно, видней.
Теперь хочется посмотреть амьенский. Наверняка между ними такое же соперничество, как между двумя верногородами в целом.
Знаменитые полки с изданиями, где куча наших. Мы прибавили к ним ещё одно, вот это.
Мы милые! Вот что значит - Ксавье снимает.
Святая Анна - помню её с того времени, как я не умела гуглить ничего, кроме "nantes jules verne"!
Нужно только спуститься чуть ниже... Это совсем близко.
Памятники
Вот так в самом повседневном виде выглядит памятник юному Жюлю в Нанте. Машины, тёти, дяди, дети, периодически залезающие к Капитану на палубу и к Жюлю на скамейку. Вандалы недавно там побывали: на Капитане какую-то надпись оставили, Верну покрасили веки. Бедняга. Надеюсь, всё уже исправлено.
Да, как мы ждали этого сэлфи.
Я не могла перестать обнимать и тискать этого мальчишку.
Мари уверена, что рядом с этим крохой-мечтателем надо читать.
И да, у меня есть такое фото. А у Мари нет: она против стереотипов - и в юбке.
Зато вот она какая с Капитаном!
Вот он, Мишель Ардан у медиатеки Жака Деми. Это не просто какая-то левая медиатека. Это Медиатека! Здесь исследовательский ЖВ-центр, между прочим. А мы её, Медиатеку, так ни разу и не сфотографировали!..
И Мишель слегка озадачен: кто это примостился у него на парапете?..
Второй памятник Верну в Нанте - в Ботаническом саду - брат амьенского. И он действительно стоит у самого-самого забора, в дальнем-дальнем углу. Парк чуден и великолепен; а памятник, видите, обшарпанный. И местоположение его не красит: я, помню, всё возмущалась, что там за стройплощадка за стелой, - оказывается, так оно и есть неизменно.
Бюст и правда сняли фашисты: потом поставили другой. Только вот не фанаты его утащили - бюст был металлический, его переплавили на снаряд. Ирония, чтоб её.
А вот на этом я уже очень давно настаиваю: когда рядом с Верном читают, нужно к ним тихонько присоединиться и тоже почитать!..
Памятник стоит в Ботаническом саду, Ботанический сад - напротив вокзала. Птичка там ждёт поезд, помните. Мы тоже пришли туда ждать поезд. Книжку для чтения вытащили из чемодана. Пора было ехать в Париж. Я купила на вокзале шоколадные сардины для папы. В дорогу мы взяли два убийственно-вкусных сандвича от "Поля" - это сеть французских пекарен, которую мы тупо любим, потому что тупо объедение.
Впереди был Париж. Он так и остался в моей памяти дорожным. Но это - уже немного другая история.
До свидания, милый город сырых дождей, порт без моря, столица без короля. Нант - это вам не иллюстрация для советских монографий.
Это мой Нант!
Это мой Нант!