Случился у меня недавно разговор с человеком, который любит капитана Гаттераса и хотел бы (!) быть им, если б оказался героем Верна. Нет, вот в самом деле быть, не занять собой его место, а принять на себя его внешность, образ мысли и т.д.
Моему искреннему изумлению не было предела. На потрясённый вопрос "Как?!" человек ответил, что Гаттерас мужественный, с мечтой и сильным характером. Вот так вот.
Оказывается, кому-то возможно воспринимать Гаттераса просто как "отважного капитана".
Вот был такой капитан Гаттерас, и шёл он сжав зубы к полюсу, никого не слушаясь, несмотря ни на какие препятствия шёл. Всё преодолел, всех победил - и дошёл, и открыл Северный полюс.
А потом как-то внезапно помешался.

Я понимаю, что мы тут о Верне говорим. О его психологически недискретных персонажах. О творчестве писателя, чьё мастерство чудесным образом не строится на психологизме. Но - Гордон Беннет! - это не значит, что психологизм отсутствует.
Герои Верна - не монолитные статуи. Это живые, чувствующие люди. С эмоциями. Со страстями. С психикой.
Не будь её - никто не с ходил бы с ума. Не будь её - никто бы не смеялся и не плакал.
Другое дело - Верн до ужаса не любит копаться в ней. Ну не нравится ему, он и сам был такой. Он считал, что излишнее внимание ко внутреннему миру только вредит человеку. Конечно, он не прав! И, скорее всего, он знал, что он не прав. Он же каждый день страдал от Мишеля.
Верну всегда было непросто со своими чувствами. Непросто было их и описывать в "Необыкновенных путешествиях".
Однако они ведь описаны там! И, согласитесь, тем прекраснее, что в своей осторожности Верн порой попадал в самую точку!
Вспомните Тома Рока, вспомните Жана Безымянного.

И да, я не знала, что можно прочитать "Гаттераса" и не понять, что это роман об одержимом. Что Гаттерас - нездоровый человек. Что его тяга к полюсу - не страсть первооткрывателя, а вопрос жизни и смерти.
Гаттерас храбр - и не может оценивать опасности.
Гаттерас мечтает - и не имеет ничего, кроме этой мечты.
У Гаттераса сильный характер - и все его силы работают только для открытия полюса.
Гаттерас глубоко, отчаянно несчастен: не полюса хочет он достигнуть - а себя, себя любимого, себя ценимого, себя признанного. Себя, которого примет Родина, себя, которого примут люди.
Каким образом можно себе представить, что он мог бы не сойти с ума? Что он спокойно вернулся бы в Англию и стал бы дальше первооткрывательствовать? Когда полюс закономерно высосал из него всю жизнь - и Верн даже не планировал оставлять своего капитана в живых!
В конце концов, Гордон Беннет, это второй роман Верна. Это всё ещё такой Эдгар По.
Но в то время как у Эдгара По дремучие аффективные чувства - у Верна получился адекватнейший портрет человека с жутким сценарием, с тяжёлой травмой, с социальной изоляцией, одинокого и обречённого. Бойтесь отвергать целеустремлённых упрямцев. Они становятся маньяками.