Today is only yesterday's tomorrow
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/1/1811716/70235734.jpg)
О чём, собственно, сия игра есть. Называется она действительно «Вокруг света за восемьдесят дней», а пишу я о ней потому, что в конце концов удосужилась её пройти от начала до конца. Но, как это ни печально, участием мистера Фогга в этой игре даже и не пахнет. Действие, как сообщается в самом же первом ролике, происходит через 27 лет после знаменитого путешествия - то есть в 1899 году, на самом закате XIX столетия. И тем искателем приключений, что на сей раз отправится в максимально быстрое кругосветное путешествие, является персонаж очень характерный - самый настоящий герой нашего времени. Юный, бунтарского склада, вечно разочаровывающий своих родителей, нетерпеливый и, разумеется, резко отрицающий и ржущий над идеалами ушедшего поколения, англичанин, выросший в Америке, - а в целом неплохой парень по имени Оливер Лавишхарт.
А вот и он:
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/1/1811716/70235128.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/1/1811716/70232545.jpg)
И вот он, в самом центре весьма содержательного постера.
Что это за мир - мир, в котором живёт Оливер, - мир ли это Жюля Верна? Нет, нет - и вы наверняка уж сами про себя это сказали, да и постер говорит сам за себя: во-первых, потому, что это стимпанк. Я плохо знакома с этой субкультурой, детали её вычленяю отнюдь не на ура - однако я позволю себе понадеяться, что кто-то поддержит мою точку зрения. Герой живёт и передвигается в окружении весьма однозначном: к примеру, летает вот на таких дирижаблях:
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/1/1811716/70232608.jpg)
ездит на не менее поразительных двухэтажных поездах:
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/1/1811716/70235115.jpg)
и плавает на просто умопомрачительных пароходах с подозрительно неподвижными парусами, скринов с которыми, к сожалению, не нашлось. Увы, мне приходится заявить о тех же скринах: игра почему-то не реагирует на известную команду, и поэтому кое-что - не найденной не просторах Интернета, но крайне важное для это записи - мне пришлось извлекать из её вселенной старым дедовским способом: фотографировать с экрана. Поэтому прошу прощения за качество некоторых картинок.
![:(](http://static.diary.ru/picture/1146.gif)
Я упорно искала в интерьерах и дизайне элементы арт-нуво: пожалуй, они там всё-таки есть, но судить точно я не берусь. Но те весьма поразительные средства передвижения, что использует Оливер в городах, сами о себе свидетельствуют.
Завязка
Так что же Оливеру не сидится дома? А виноват, как обычно, дядюшка. Дядюшка Метью Лавишхарт - как раз ближе к тому миру, который мы все любим, к миру, который хочется без устали искать в этой фантасмагории, называемой приключенческой игрой. Дядя, толкнувший племянника на путешествие, у Оливера инженер - и, понятное дело, на мягко-снисходительном счету у своего племянника. Ну, время было другое, ну, чудаковатым стал под старость, всё никак не остепенится - и т.д. И дядюшка, разумеется, обойдён со всех сторон тем же самым Реформ-клубом. А джентльмены оттуда де поставили под сомнения приоритеты дядюшкиных изобретений (чего-то тоже откровенно стимпансковского: устройство для поиска археологических артефактов под толщей песка, фантастическая система защиты от наводнений etc). И вот теперь нужно немедленно мчаться в Каир, Бомбей, Иокогаму и Сан-Франциско за оставишимися там патенатми. А Оливера как раз намереваются женить - а ему этого, конечно же, ох как не хочется. А тут дядюшка сгоряча заключил пари, что не такое уж большое дело объехать свет за восемьдесят дней, - вот, Оливер, тебе и куча причин. Юный мистер Лавишхарт заявляет, что всё это явно притянуто за уши, - и тут же соглашается.
Даты путешествия Оливера совпадают с датами путешествия мистера Фогга: однако, как мы видим, маршруты отличаются, и поэтому расчёта дней и часов нам, разумеется, не покажут.
Plot
В каждом городе необходимо забрать патент: конечно, он не упадёт на играющего с неба и не прискачет прямо к нему в руки - патент необходимо добыть, решив на пути не одну головоломку.
В Каире -
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/1/1811716/70232987.jpg)
- Бомбее -
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/1/1811716/70233061.jpg)
-Иокогаме -
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/1/1811716/70233074.jpg)
- и Сан-Франциско -
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/1/1811716/70233085.jpg)
- нужно вызволять из беды людей, при этом выпутываясь самому; лазать в окна гарема; бродить по развалинам некрополей и храмов; задыхаться в дыму индейской трубки мира; отгонять от дверей отеля корову, используя для этого змею, предварительно с трудом добытую в индуистском храме путём принесения в жертву специй; сговариваться с истинным арабом с целью выведать информацию; наводить порядок в среднестатистической американской библиотеке; сбегать из японской императорской тюрьмы; препираться с художником по черепашьим панцирям; открывать тайник в доме инженера путём совершения лёгкого акта вандализма; и перебираться через ручей, перекидывая через пространство между камнями деревянные рейки, - все нормальные люди делают это вброд, и только этот чёртов англичанин по десять раз подряд перекладывает эти доски туда-сюда!..
В довершение ко всему этому, к тебе постоянно пристаёт группа слегка двинутых шотландцев, продвигающих во всём мире моду на килт. Дядюшка повсюду контролирует тебя и в каждый из пунктов назначения присылает аудиоприветствия с инструкциями, которые прослушивает загадочная конструкция, напоминающая граммофон.
А при чём здесь Жюль Верн?
То, что игра создана по мотивам романа Жюля Верна - романа, названного в описании игры самым популярным в творчестве писателя, - создатели с переменным успехом пытаются не забывать. Формально у них всё выдержано: счёт дней сравнивается со счётом Фогга, нашего доброго джентльмена периодически упоминают персонажи, путь лежит более-менее по тем же местам (хотя для меня до сих пор загадка, как гипотетически можно было бы добраться из Каира в Бомбей на поезде); и Оливер, как велит традиция, напрочь забывает о дополнительном дне, считая дядюшкино пари безнадёжно проигранным. Вспомнить, что было время 60-ых - 70-ых годов, нам также стараются позволить (но о своём не верю расскажу чуть ниже). В поезде, который хотелось бы полагать экспрессом Тихоокеанской железной дороги (но, увы, так вышло, что я следовала им из Бобея в Иокогаму...
![:facepalm3:](http://static.diary.ru/userdir/0/0/6/7/0067/67280270.gif)
![:att:](http://static.diary.ru/picture/498194.gif)
В первом, втором и третьем классе, перемежаясь с дверьми кают, располагаются следующие картины.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/1/1811716/70233514.jpg)
"Дети капитана Гранта". Пароход, на котором находится эта картина, её чуднее.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/1/1811716/70233520.jpg)
"Двадцать тысяч лье под водой". Хрестоматийно, традиция есть традиция.
Нет, "ТО" там нет... (((((
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/1/1811716/70233533.jpg)
Хм. Нет, подписано это действительно "С Земли на Луну", но я категорически отказываюсь объяснять, каким образом в межпланетное пространство залетел этот агрегат Робура. Кстати, именно он, по-моему, более-менее достоверен - в отличие, скажем, от...
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/1/1811716/70233517.jpg)
"Пять недель на воздушном шаре". Без комментариев...
Или же вот от этого:
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/1/1811716/70233530.jpg)
"Путешествение к центру Земли.
![;-)](http://static.diary.ru/picture/1137.gif)
Ну, и, наконец, собственно, - ради чего мы всё это совершаем -
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/1/1811716/70233525.jpg)
Хоть сама основа похожа на правду.
А теперь пришла пора сказать о специфике всех вышеперечисленных признаков мы-знаем-что-делаем. И сказать о ней можно одним только словом - стёб. Оливер смеётся над полковником Проктором. Сумасшедший, ну, ему до нормальных людей далеко, пускай себе крутится в своём мире. И, конечно, пыл полковника выглядит комично, его вечная присказка "армия поможет" призвана раздражать. А между тем Оливер родился через одиннадцать лет после окончания войны и, судя по всему, долго жил в Штатах. Так быстро раны не затягиваются. И к этому полковнику не приходит ассоциация с "Пушечным Клубом", потому что это не мир "Вверх дном" - это мир нового поколения, которое готово вовсю пользоваться достижениями своих предшественников и наслаждаться жизнью, насмехаясь над их наивными идеалами... У этого-то поколения своя цель... Мир этой игры - это мир глазами подростка, который ни во что не ставит пафос и смеётся над ним: смеётся, потому что не понимает и боится. Речь героя современна и не обременена вежливостью - и такова же атмосфера игры: лёгкая, несерьёзная и пронизанная не то что юмором, сатирой или какой бы то ни было насмешой, но самым настоящим стёбом, молодёжным стёбом, презирающим "отцов" и выставляющим на первый план "детей". Чуть-чуть пошлости - и море нечеловеческой, как говаривал Финеас Найджелус, уверенности в себе, в своей правоте, неотразимости, уме и совершенстве. А все остальные - так, поскольку постольку. Тут тебе и вампир, считающий человеческую кровь отвратительнй кислятиной; и русская княгиня Куглова, страдающая фобией восстания, потерявшая в поезде своё сокровище - яйцо работы Фаберже; и девушка-орнитолог, странно-маниакально заботящаяся о любом пернатом создании; и парень, влюблённый в неё и готовый от боли и страданий выпить какую-то розоватую дрянь из огромной супницы; и певица Шехеризада, звук голоса который способен потопить английский флот; и индейский вождь, упоминающий про Манхэттен, вождь, который учился в Оксфорде и на месте своей деревни рядом с Сан-Франциско учредил тематический парк развлечений для туристов - с колесом обозрения и американскими горками; и дурочка актриса, сыгравшая всё окружение раджи женского пола; и беспросветный пьяница Батулькар, во все глаза глядящий на японскую метательницу ножей с нелогичным именем Мойра, возлюблённую Паспарту, которую преследует некая тайная организация и бармен - агент ЦРУ под двойным прикрытием... Судите сами, господа.
И "Таинственный остров", увы, не обошла эта тенденция. Я сообщаю о нём отдельно ещё и потому, что с ним напрямую связан конец - увы, увы... Надо сказать, создатели роман читали - а вот переводчики и не думали его открыть, ибо такое образование, как Сирус Смит, очень и очень печалит. Странно это упущение при озвучке. Мистер Смит пишет дядюшке Метью глобально ООС-ное письмо, где в несколько просторечных выражениях сообщается, что Оливеру ни в коем случае нельзя жениться до двадцати трёх лет. Услыхав, кто такой мистер Смит, упомянутый Оливер хохочет в всё горло, заявляет, что история Таинственного острова - сюжет дешёвого романа, что обо всём это надо снять блокбастер и пригласить на главную роль Леонардо Ди Каприо*. Это можно простить только в одном случае - заявить: это очередное специфическое восприятие "детей" того, что "отцами" полагалось серьёзным и прекрасным. Не дорос ещё Оливер, мол. И, вероятно, игрок ещё не должен дорости.
*"Титаник", как фильм, так и корабль, упоминается в игре несколько раз - и все остальные два-три раза в связи с малохольным коммондором, никоим образом не способным к доверенной ему службе. Ещё одна несерьёзность в угоду аудитории. И "Титанику" всё ж таки ещё 10 лет ждать Томаса Эндрюса и Брюса Исмея...
И самое неприятное для нас - для тех, кто ищет в игре духа и любимой верновской улыбки - это финал и "истинная причина" пари. Вы уж, наверное, заметили, что до сей поры никто ни словом в игре не обмолвился о капитане Немо. Я, признаться, уже вздохнула с облегчением: ну, ладно, не упомянули, и хорошо, ещё бы его сделали приземлённым и опошленным!.. Но я рано порадовалась: Оливеру надо было оказаться... наследником капитана Немо. И родителям его подкинули, и сын он дочери принца Даккара, умершей от родов в Лондоне, и родители невесты Оливера об этом прознали, и в Бандельканде принц, женившийся до 23 лет, обязан отдать своё состояние жене...
![:buh:](http://static.diary.ru/picture/1514.gif)
![:nunu:](http://static.diary.ru/picture/497762.gif)
![:apstenu:](http://static.diary.ru/userdir/0/0/0/0/0000/10099685.gif)
![:kaktus:](http://static.diary.ru/userdir/0/0/6/7/0067/54205389.gif)
Эх, эх. А ещё и дядюшка говорит, полностью ты, Оливер, унаследовал характер капитана. Гррр.
Ну, и - под конец, дабы отдать должное некоторым моментам сей игры, скажу о несомненных положительных сторонах её, мною по ходу отмеченных.
Опуская некоторые действительно интересные задания, живописные виды и саму возможность хоть какими-то правдами и неправдами представить себя на месте мистера Фогга, есть неплохие персонажи. Два персонажа, вызывающих восхищением вместо жгучего желания ткнуть носом в канон, должны быть отмечены: это сыщик Фикс и Киуни. Последний, отчего-то из слона ставший слонихой, в остальном самое канонное из канонных существ во всей этой вселенной: ибо он, то бишь она, умна и титанически спокойна, как ей и положено природой.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/1/1811716/70235110.jpg)
И сыщик Фикс - сыщик Фикс, встреченный мной с радостью и впоследствии встречаемый с восторгом, потому что он своей манией схватить и остановить Оливера Лавишхарта, кажется, только один и несёт в игру неповторимый дух обиженного романа. Этот Фикс, правда, не тот Фикс; он - Стюарт Фикс, боготворящий и продолжающий дело своего отца. Совершенно по-человечески не уловивший ни финала его, ни предопределённой ошибочности. Зато - долг! Увы, он, естественно, также причислялется к несерьёзным и сумесшедшим типам, на вмешательство которых в общем-то не стоит обращать внимания. Вот он, в очень характерных очках, в длинном пальто и с тростью.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/1/1811716/70233539.jpg)
А это, прошу прощения за вновь некачественную картинку, доска в его сыскном бюро в Сан-Франциско.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/1/1811716/70233541.jpg)
Именно из того кабинета, где висит эта доска, Оливер утащил последний патент на дядино изобретение - за что его самым интересным образом упекли в тюрьму на земле Британского королевства. Но тут пришёл дядюшка - и... Пффф.
![:bubu:](http://static.diary.ru/userdir/0/0/0/0/0000/12202109.gif)
Заклочение
Вот такой Жюль Верн в современном обществе, в руках золотой молодёжи, получился в игре "Вокруг света за 80 дней". И создатели, гордые своим детищем, поблагодарили, как водится, самого Жюля Верна - с умиляющей самонадеянность заявив, что он бы сам непременно творил компьютерные игры, если б ещё только был здесь. Оставим же их с этой очень смелой надеждой, а сами, раз нам ничего не остаётся, снова откроем первую страницу романа, мимолётно написанного и мимолётно принёсшего славу и своему создателю, и его эксцентричному персонажу.
Здесь, надо сказать, я испытываю затруднение: отчего-то так получилось, что изданий "Вокруг света за 80 дней" у меня целых три: больше только разных переводов "Таинственного острова", - так случилось, что историю о Байроне, живущем по часам, я прочла первой после Трилогии (прочитанной, некстати говоря, в самом беспардонно диком порядке). И первым небольшим томиком "Вокруг света" у меня оказалось издание питерской "Амфоры". 2004-ого года: да-да, на обложке постер известного фильма; со Сфинксом, в панике открывшем рот и выпучившим глаза с нарисованными зрачками - уворачивающимся от агрегата, приписанного бедным братьям Райт, а в агрегате, все с разными выражениями ООС-ных лиц, сидит себе компания из трёх человек. Второе издание - "Sci-Fi", купленное в петергургском Доме Книги ради "Пяти недель на воздушном шаре". На титульном листе иллюстрация Луганского, а на обложке - суровый мистер Фогг с часами в руке, миссис Ауда и пароход "Генриетта", название которого написано вот так: "Genrietta". Зато я прочла тогда "Пять недель"! И, наконец, третье входит в десятитомник собрания сочинений; на обложке слон с сомнительного орнамента попоной, а на слоне улыбающийся, как ребёнок, джентльмен: прямая противоположность тому, что на предыдущей обложке. Правда, я не теряю надежды, что это просто сэр Френсис Кромарти.
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
Итак, вот мой выбор. За которую бы мне взяться?..
Знаете, мне стыдно ставить под таким постом тему "общефандомное", но создавать тему для "Вокруг света" с первым сообщением такого содержания было бы не менее совестно.
![:(](http://static.diary.ru/picture/1146.gif)
@настроение: разговорчивое что-то...
@темы: общефандомное