Today is only yesterday's tomorrow
Sherlock снова так тепло и мягко занял место в моей жизни: я пересмотрела третий сезон. Хорошо идёт, спокойно, адекватно. Это ж сколько нужно было всего передумать и скольким перемучиться, чтобы оно сделалось вот так!.. Тролли, я вас люблю, но вы этого не заслуживаете.
Решила, что сейчас как раз самое время сформулировать и выразить ту мысль, что пришла мне в этом феврале, - по поводу смертей. Смертей главных героев на экране, в сознании зрителей и в их мире.
Осторожно! Это не фандомная аналитика - уж как не люблю я это слово, - основано на одном моём личном мнении и не тянет на серьёзную критику, которую можно было бы серьёзно оценивать. А жаль.
Содержит спойлеры к третьему сезону.

читать дальше Marie Paganel тогда сделала здоровскую штуку - показала мне "Стар Трек". Естественно, от TOS мы перешли к фильмам, добрались и до "Гнева Хана". Все, кто месяц назад ждал и смотрел третий сезон, поняли бы моё состояние. До чего это!.. до чего же это было неожиданно.
Что же делает с людьми Sherlock. Они перестают доверять автору. Они вечно ждут от него подлянки, подкола, циничного и жестокого розыгрыша. Что наиболее пугающе и удивительно - побывав включённым в творчество Моффата и Гэтисса, ты перестаёшь верить в неизбежность смерти. Если главный герой шандарахнулся с крыши, значит, он появится прямо перед финальными титрами (впрочем, канон обязывает). Если главный злодей вышиб себе мозги, выстрелив в голову, в конце следующего сезона он появится на всех экранах страны, искажённым голосом скандируя: "Did you miss me?" Если ваш друг приволок вас в пустой вагон-бомбу и не может его обезвредить, будьте уверены: вы не погибнете, а он просто хочет, чтобы вы его простили.
Какими же дёргаными становятся люди после этого сериала!
Я до последней минуты не верила, что Спок умрёт. И всё ждала, ждала спасительного злого подвоха: это трюк! трюк, шутка! На самом деле всё хорошо, все живы и все живы останутся! И я было глубоко потрясена, как истинно и безвозвратно он умер. Так, что возможность лазейки казалась кощунственной.
Мы имеем два совершенно разных подхода к отношениям со зрителями. (Увы, я, в силу невежества, не могу рассматривать их системно.) Но вот скажите, вы когда-нибудь видели, чтобы финал сезона вызвал в среде фанатов такой бешеный хаос и смятение?! Друзья, это Моффат. Я не общаюсь с хувианами, но уверена, спроси любого, что он думает об этом человеке, - и он скажет: "Ненавижу его! Но без него ничего бы этого не было". И я поражаюсь, как по-разному две группы создателей разного Прекрасного откликнулись на вопли и мольбы фанатов.
Конечно, изначально было известно, что #Sherlocklives. Конечно, когда треккеры требовали воскресить Спока, Интернета не существовало и фанатская культура была другой. Но перед авторами обоих проектов стояла одна и та же задача: вернуть умершего героя назад. До чего различаются их решения!
Скажу честно: я до сих пор сердита на троллей за глубокую травму, которую оставил в душах фанатов The Empty Hearse. За два года ожидания хэдканон становится реальной вселенной, гаванью спокойствия, утешением. Образ идеального возвращения Шерлока накрепко застревает в голове. И ударить по всему этому кувалдой - без жалости, с размаху - это жестоко. Можете заниматься деструкцией сколько влезет - но разве можно это делать на живой плоти? Для этих людей в отношениях с фанатами нет ничего святого. Вот для создателей "Трека" - было.
The Empty Hearse, тёмный и тяжёлый фарс, мне всё равно очень нравится. Своеволие с большой буквы: Моффат и Гэтисс явно ставят себя много выше всякого фанатского воображения. За что им большое спасибо. Апофеоз: на самый главный вопрос, мучивший всех два года, они так и не ответили: они не рассказали членораздельно, как выжил Шерлок. Показали тем, что и не обязаны.
Как произвели возвращение создатели "Стар Трека" - это... это просто образцово.
Шерлок появляется и заявляет: "Not dead". И что хочешь, то и делай. А Джону глубоко плевать, как засранец выжил. Его больше интересует, почему его нужно было мучить два года.
На мой взгляд, любопытно: с появления "Трека" прошло почти семьдесят лет, а перед нами всё тот же техногенный западный мир, в котором чудесам не принято удивляться, - и всё же единственное полное и обоснованное объяснение, которое нам было дано, - это чудо. Без флэшбека, стрелочек, лестниц и змей, канатов и батутов. В "Стар Треке" возвращение Спока к жизни открыто обозрению, чётко разобрано, без утайки объяснено. Оно даже не воскрешением названо - регенерацией. И именно потому цена за новую жизнь Спока так горька, так ужасно высока. До самого последнего момента нам не дают до конца поверить, что всё будет хорошо: потому что вернуть в нашу любимую вселенную безвозвратно ушедшего - это не поле перейти, кося под Бонда. Это выбор, требующий страшных жертв. От фанатов. Ангст во имя торжества любви. И разве кто-нибудь посмеет здесь сказать, что это фансервис.
Фундаментальная разница: Спок действительно умер. Несмотря на «крестраж» - Маккоя, - он умер, технически прекратил своё существование. И никто изначально не предполагал, что Спок вернётся. Ожидание нового фильма тогда, после "Гнева Хана", должно было сосредоточиться на призыве: "Верните нам мистера Спока. Мы не верим, что он мог погибнуть". А вот те два года, пока ждали третьего сезона, можно назвать одним нечеловеческим воплем "How did he do it?!?!" Шерлок не умер. Он сфальсифицировал самоубийство. И несмотря на земной ад, пройденный и побеждённый во имя тех, ради кого он сиганул с крыши, обман Шерлока оставался обманом.
Интересно, что после смерти Спока искать его, спасать его, возвращать его кинулись именно те люди, которым было горше всего: капитан Кирк и его экипаж. Они верили, они отбросили всё ради одной идеи: Спок жив; и мы это утверждаем. Sherkock даёт нам другую картину: не развивающий никакой деятельности, тихо горюющий Джон - и левые люди, которые вдруг поголовно стали пророками. Андерсон. И его клуб "The Empty Hearse". Они вдруг встали на сторону Шерлока, которого никогда и не было в их жизни. Да и, по правде сказать, ничего не было. Почему-то именно Шерлок, никогда ничего подобного не имевший в виду, стал силой, которая пробудила в этих людях их лучшие чувства. Ведь перед нами фандом, который всегда так далёк от обожаемого им мира - и всё равно believes. Что бы ни случилось.
Что же Джон? На первый взгляд - как же так, Андерсон ходит всюду со своими теориями, убеждает, спорит, доказывает, пусть безумный, но не сдающийся; а Джон сидит дома и ничего не делает. "Кто мало видит, много плачет": Джон не верит в этот мир. Андерсон потерял покой, потому что в трудную минуту напал на доброе имя Шерлока и на следующий день тот сбросился с крыши; Джон потерял своего единственного любимого друга. Джон не верит, что проклятая вселенная может вернуть ему единственный оплот веры, надежды, тепла, дома, который остался ему после Афганистана. Он верит только в своё личное чудо - в Шерлока. И единственное, что он шепчет о нём вслух, - 'Don't be dead'. Слишком больно от того, что жестокая жизнь снова за него взялась. Слишком невероятно, потому что это Шерлок, - Шерлок не может погибнуть.
Капитана Кирка, как он сам утверждает, щадила жизнь. Страшно подумать, сколько дорогих людей смерть вырывала у него из рук, - и всё же не верит он в no-win scenario! Как неопытный юноша, не верит, что горе придёт и заберёт его, именно его, что оно убьёт то бесценное, чему всегда положено в конце оставаться невредимым. И он не поверит, что Спок мёртв, пока не перепробует сто тысяч способов вернуть его к жизни, а потом ещё сто тысяч раз перепроверит. Он же Джеймс Кирк. Он же может всё. Но без Спока?!.. И Джим сделает всё: он "Энтерпрайз", свой - свою! - "Энтерпрайз" уничтожит, он на устав Звёздного флота наплюёт, он сына своего потеряет! - но найдёт, найдёт и вырвет Спока буквально из когтей смерти.
Как же Споку повезло воскреснуть так быстро!.. Как же хорошо, что он сделал это не сам. Хотя бы на какое-то время у них с Джимом будет всё хорошо. А Шерлоку и Джону, возвращавшимся друг к другу весь третий сезон, уже никогда не быть вдвоём как прежде, даже если погибнет Мэри. Хочу, чтобы Джон признал: с Шерлоком ему лучше, чем с кем угодно ещё на земле.
And to homecomings!
Решила, что сейчас как раз самое время сформулировать и выразить ту мысль, что пришла мне в этом феврале, - по поводу смертей. Смертей главных героев на экране, в сознании зрителей и в их мире.
Осторожно! Это не фандомная аналитика - уж как не люблю я это слово, - основано на одном моём личном мнении и не тянет на серьёзную критику, которую можно было бы серьёзно оценивать. А жаль.
Содержит спойлеры к третьему сезону.

читать дальше Marie Paganel тогда сделала здоровскую штуку - показала мне "Стар Трек". Естественно, от TOS мы перешли к фильмам, добрались и до "Гнева Хана". Все, кто месяц назад ждал и смотрел третий сезон, поняли бы моё состояние. До чего это!.. до чего же это было неожиданно.
Что же делает с людьми Sherlock. Они перестают доверять автору. Они вечно ждут от него подлянки, подкола, циничного и жестокого розыгрыша. Что наиболее пугающе и удивительно - побывав включённым в творчество Моффата и Гэтисса, ты перестаёшь верить в неизбежность смерти. Если главный герой шандарахнулся с крыши, значит, он появится прямо перед финальными титрами (впрочем, канон обязывает). Если главный злодей вышиб себе мозги, выстрелив в голову, в конце следующего сезона он появится на всех экранах страны, искажённым голосом скандируя: "Did you miss me?" Если ваш друг приволок вас в пустой вагон-бомбу и не может его обезвредить, будьте уверены: вы не погибнете, а он просто хочет, чтобы вы его простили.
Какими же дёргаными становятся люди после этого сериала!
Я до последней минуты не верила, что Спок умрёт. И всё ждала, ждала спасительного злого подвоха: это трюк! трюк, шутка! На самом деле всё хорошо, все живы и все живы останутся! И я было глубоко потрясена, как истинно и безвозвратно он умер. Так, что возможность лазейки казалась кощунственной.
Мы имеем два совершенно разных подхода к отношениям со зрителями. (Увы, я, в силу невежества, не могу рассматривать их системно.) Но вот скажите, вы когда-нибудь видели, чтобы финал сезона вызвал в среде фанатов такой бешеный хаос и смятение?! Друзья, это Моффат. Я не общаюсь с хувианами, но уверена, спроси любого, что он думает об этом человеке, - и он скажет: "Ненавижу его! Но без него ничего бы этого не было". И я поражаюсь, как по-разному две группы создателей разного Прекрасного откликнулись на вопли и мольбы фанатов.
Конечно, изначально было известно, что #Sherlocklives. Конечно, когда треккеры требовали воскресить Спока, Интернета не существовало и фанатская культура была другой. Но перед авторами обоих проектов стояла одна и та же задача: вернуть умершего героя назад. До чего различаются их решения!
Скажу честно: я до сих пор сердита на троллей за глубокую травму, которую оставил в душах фанатов The Empty Hearse. За два года ожидания хэдканон становится реальной вселенной, гаванью спокойствия, утешением. Образ идеального возвращения Шерлока накрепко застревает в голове. И ударить по всему этому кувалдой - без жалости, с размаху - это жестоко. Можете заниматься деструкцией сколько влезет - но разве можно это делать на живой плоти? Для этих людей в отношениях с фанатами нет ничего святого. Вот для создателей "Трека" - было.
The Empty Hearse, тёмный и тяжёлый фарс, мне всё равно очень нравится. Своеволие с большой буквы: Моффат и Гэтисс явно ставят себя много выше всякого фанатского воображения. За что им большое спасибо. Апофеоз: на самый главный вопрос, мучивший всех два года, они так и не ответили: они не рассказали членораздельно, как выжил Шерлок. Показали тем, что и не обязаны.
Как произвели возвращение создатели "Стар Трека" - это... это просто образцово.
Шерлок появляется и заявляет: "Not dead". И что хочешь, то и делай. А Джону глубоко плевать, как засранец выжил. Его больше интересует, почему его нужно было мучить два года.
На мой взгляд, любопытно: с появления "Трека" прошло почти семьдесят лет, а перед нами всё тот же техногенный западный мир, в котором чудесам не принято удивляться, - и всё же единственное полное и обоснованное объяснение, которое нам было дано, - это чудо. Без флэшбека, стрелочек, лестниц и змей, канатов и батутов. В "Стар Треке" возвращение Спока к жизни открыто обозрению, чётко разобрано, без утайки объяснено. Оно даже не воскрешением названо - регенерацией. И именно потому цена за новую жизнь Спока так горька, так ужасно высока. До самого последнего момента нам не дают до конца поверить, что всё будет хорошо: потому что вернуть в нашу любимую вселенную безвозвратно ушедшего - это не поле перейти, кося под Бонда. Это выбор, требующий страшных жертв. От фанатов. Ангст во имя торжества любви. И разве кто-нибудь посмеет здесь сказать, что это фансервис.
Фундаментальная разница: Спок действительно умер. Несмотря на «крестраж» - Маккоя, - он умер, технически прекратил своё существование. И никто изначально не предполагал, что Спок вернётся. Ожидание нового фильма тогда, после "Гнева Хана", должно было сосредоточиться на призыве: "Верните нам мистера Спока. Мы не верим, что он мог погибнуть". А вот те два года, пока ждали третьего сезона, можно назвать одним нечеловеческим воплем "How did he do it?!?!" Шерлок не умер. Он сфальсифицировал самоубийство. И несмотря на земной ад, пройденный и побеждённый во имя тех, ради кого он сиганул с крыши, обман Шерлока оставался обманом.
Интересно, что после смерти Спока искать его, спасать его, возвращать его кинулись именно те люди, которым было горше всего: капитан Кирк и его экипаж. Они верили, они отбросили всё ради одной идеи: Спок жив; и мы это утверждаем. Sherkock даёт нам другую картину: не развивающий никакой деятельности, тихо горюющий Джон - и левые люди, которые вдруг поголовно стали пророками. Андерсон. И его клуб "The Empty Hearse". Они вдруг встали на сторону Шерлока, которого никогда и не было в их жизни. Да и, по правде сказать, ничего не было. Почему-то именно Шерлок, никогда ничего подобного не имевший в виду, стал силой, которая пробудила в этих людях их лучшие чувства. Ведь перед нами фандом, который всегда так далёк от обожаемого им мира - и всё равно believes. Что бы ни случилось.
Что же Джон? На первый взгляд - как же так, Андерсон ходит всюду со своими теориями, убеждает, спорит, доказывает, пусть безумный, но не сдающийся; а Джон сидит дома и ничего не делает. "Кто мало видит, много плачет": Джон не верит в этот мир. Андерсон потерял покой, потому что в трудную минуту напал на доброе имя Шерлока и на следующий день тот сбросился с крыши; Джон потерял своего единственного любимого друга. Джон не верит, что проклятая вселенная может вернуть ему единственный оплот веры, надежды, тепла, дома, который остался ему после Афганистана. Он верит только в своё личное чудо - в Шерлока. И единственное, что он шепчет о нём вслух, - 'Don't be dead'. Слишком больно от того, что жестокая жизнь снова за него взялась. Слишком невероятно, потому что это Шерлок, - Шерлок не может погибнуть.
Капитана Кирка, как он сам утверждает, щадила жизнь. Страшно подумать, сколько дорогих людей смерть вырывала у него из рук, - и всё же не верит он в no-win scenario! Как неопытный юноша, не верит, что горе придёт и заберёт его, именно его, что оно убьёт то бесценное, чему всегда положено в конце оставаться невредимым. И он не поверит, что Спок мёртв, пока не перепробует сто тысяч способов вернуть его к жизни, а потом ещё сто тысяч раз перепроверит. Он же Джеймс Кирк. Он же может всё. Но без Спока?!.. И Джим сделает всё: он "Энтерпрайз", свой - свою! - "Энтерпрайз" уничтожит, он на устав Звёздного флота наплюёт, он сына своего потеряет! - но найдёт, найдёт и вырвет Спока буквально из когтей смерти.
Как же Споку повезло воскреснуть так быстро!.. Как же хорошо, что он сделал это не сам. Хотя бы на какое-то время у них с Джимом будет всё хорошо. А Шерлоку и Джону, возвращавшимся друг к другу весь третий сезон, уже никогда не быть вдвоём как прежде, даже если погибнет Мэри. Хочу, чтобы Джон признал: с Шерлоком ему лучше, чем с кем угодно ещё на земле.
And to homecomings!
@темы: Star Trek, Sherlock BBC