«Дункан», быстро закончив погрузку угля, покинул эти унылые места и, взяв курс на запад, попал в течение, проходившее близ берегов Бразилии, а 7 сентября при сильном северном ветре пересёк экватор и вступил в Южное полушарие.
Жюль Верн, «Дети капитана Гранта»
Пересечение экватора выпало на жаркий, очень жаркий день: самая музыка заставляет нас чувствовать духоту и леность. Роберт счастливо купается в своей морской стихии, стоя у штурвала, Гленарван и майор не вполне приличного вида расположились у фальшборта, Паганель учит свой испанский, читая Камоэнса нараспев. И кратко пристаёт к Олбинету, который многое бы отдал, лишь бы к тому не подходить. Но когда капитан Джон, закончивший вычисления, приказывает машине: «Стоп!» - эта сонное и муторное бдение кончается. Леди Элен и Мэри оборачиваются, чтобы узнать, в чём дело, и Джон объявляет: «Экватор!»
читать дальшеУдивительно это платье. При этом сама форма его, декор, элементы имеют мало что удивительного - а вот время, когда леди Элен решила надеть его, вызывает определённые вопросы.
Ведь если капитан Манглс действительно определил координаты и сейчас на судне полдень, то отсутствие рукавов и декольте у леди - сущее безобразие! Дело в том, что уже к концу 50-ых, а 60-ых точно лифы с короткими рукавами либо без рукавов вообще, а также с низкими вырезами оказались предназначены только для вечерних или бальных нарядов. Утром, днём, к чаю, на прогулку - во всех-всех прочих случаях извольте носить закрытое, даже если на улице плюс тридцать. Как леди Элен в общем-то и делала: вспомните её белое утреннее платье. А тут вдруг!.. Удивительно. Причём леди надевает это платье целых два раза - и оба раза неуместно.
Ну что же, давайте рассмотрим его поподробнее.

Самый-самый первый кадр, когда мы видим леди в этом платье. Можно легко разглядеть спинку лифа, юбку в сборку и воротник - а он представляет собой уже знакомую нам берту. На плечах леди - декоративные синие бантики. Во второй раз, когда мы встречаемся с подозрительным платьем, нам представляется возможность разглядеть лиф спереди:

Ещё один кадр, абсолютно контрабандный, как и многие прочие:

Ибо во второй раз, когда леди появляется в этом платье, - это последние сцены, сияющий пик, средоточие всего, о чём так здорово рассказал нам Говорухин. Почему выбор художников по костюмам пал именно на вечерний наряд? Сложно судить. ИМХО: мне не слишком нравится леди Элен в последних кадрах. Слишком серьёзна. Слишком строга - этот открытый лоб... Не похожа на себя.
Итак, мы делаем вывод: украшенная кружевами и бантиками берта с обеих сторон пришита к лифу; тонкие синие ленты соединяют кружева со сплошной тканью.
Клинообразно декорированные лифы - популярный модный элемент второго рококо.

1863, Winterhalter, Queen Marie Henriette.

1853 Marie, Duchess of Brabant (1836-1902), later Queen of the Belgians.
Любопытная деталь, касающаяся лифа: мне удалось найти совсем немного исторических примеров, где лиф бального/вечернего платья был бы вообще без рукавов. В сочетании с бертой это, как очевидно, не самый частый случай! Извольте видеть:

Ballgown, early 1860s.

1869 bertha pattern.

French silk evening dress, without jacket, front view, circa 1865.

Moire Silk and Lace Wedding Dress, 1855-60.
Что же с юбкой? Её разглядеть намного труднее. Фактически - нам её и не показывают как следуют, только издалека. Замышляющая недоброе группа путешественников направляется к Паганелю - и тут мы видим леди Элен со спины.


Мы видим достаточно сложный декор юбки, который затруднительно рассмотреть. Видимо, это растительно-геометризованный орнамент, поскольку там встречаются и линии, и клинья, и цветочные стебли с бутонами. Декор в целом повторяет лиф. Ещё одна деталь - белая лента, завязанная на бант: фальгивый пояс, отсутствующий спереди.
Наверняка это очень и очень симпатичное платье: жаль, что его так трудно разглядеть.

Ещё один угол зрения: вполоборота.

Единственный общий план этого платья спереди: оператор очень постарался, чтобы мы не видели никаких деталей.))

И, наконец, ещё одно случайно пойманное: только на этом кадре мы и можем как следует разглядеть, из чего состоит декор на юбке. Вот и тёмно-синие растительные мотивы.
Итак, мы видели платье, как только могли: это действительно платье для торжественных случаев, но, поскольку юка у него достаточно длинная, мы сделаем допущение и скажем, что оно вечернее, не бальное.

Evening dress ca. 1860’s From the Royal Armory and Hallwyl Museum.

English mourning dress of black watered silk for evening, circa 1861. да, такие платья бывали и траурными.

Ball Gown, 1855-1860. заметьте бантики, точно такое же расположение, как у леди Элен.
И осталось поговорить о паре деталей: перчатках, причёске и шляпке.


Здесь мы встречаем третью, ещё более удивительную шляпку леди Элен. Она немного походит на другую, тоже белую, с пышнейшей вуалью, перьями, драгоценными камнями и т.д. Разительное отличие нынешнего экземпляра в том, что он весь прозрачен. на белый - возможно, проволочный - каркас нашиты декоративные цветочки, достаточно «законный элемент». В движении видно, что вуаль прикреплена к тулье спереди с на неё наброшена. также впереди находится какой-то синий декоративный элемент, видимо, тоже цветы. Шляпка лёгкая, воздушная - и не имеющая никаких аналогов среди того, что мне доступно. Так что держите обычную соломенную.

Date: mid-19th century Culture: American
Леди не изменяет себе: она носит кружевные перчатки.

Cotton gloves 1800.

Mid-19th century, France, worn in America - Pair of women's gloves - Silk knit nit. нашла вот такие - любопытные зелёные.
Что до причёски, то у нас типичная ситуация: рандомные кудряшки на крупных планах и нечто совершенно неведомое на общих. Между прочим. здесь уже нет никаких причин сомневаться: скорее всего, за сбрасыванием Паганеля в воду наблюдала дублёрша, а не Тамара Акулова.
И напоследок: я была бы не я. если бы не показала вам реальные кулончики в форме сердца - напоминающие тот, что леди носит на последних кадрах.

A VICTORIAN OPAL AND DIAMOND HEART PENDANT Circa 1860.

Love Friendship Heart Hair Pendant 1860c; Hair is on Reverse Side. В этот кулон можно прятать прядку волос.

c1860 yellow gold pin or pendant heart with receiving locket. Adorned with seed pearls and Persian turquoise.

Decorative chain, heart pendant with garnet and river pearls, circa 1860.

Hamond Baltic Amber Unique Heart Pendant 1860.
Вот и всё на сегодня. До новых встреч!