Напишу-ка я о чём-нибудь хорошем! Например, я летом прочитала одну необычную Дюма-книжку. И вот что из этого вылилось.
Мне кажется, создатели «Lost» попросту считали своим долгом прочесть каждое произведение, в заглавии которого есть слово «остров». А из одной такой книги они просто взяли кучу своих идей. Речь идёт о романе Александра Дюма-отца «Огненный остров».
Впервые роман опубликован под названием «Доктор с Явы» («Le médecin de Java») в Брюсселе в 1859 г. Настоящее заглавие впервые использовано в издании: Paris, Cadot, 1869.
Время действия — ноябрь 1847 г. — май 1849 г.
Молодой человек по имени Эусеб ван ден Беек приезжает со своей молодой женой Эстер на Яву. Эстер заболевает чахоткой, и никто не может ей помочь: врачи бессильны. Одна надежда - доктор Базилиус, выдающийся учёный и умнейший человек. Несчастный Эусеб, каждую секунду боясь потерять любимую, бежит к его дому в бурю, под проливным дождём.
читать дальше
Доктор Базилиус - существо из потустороннего мира, который препарирует человеческие души и играет политическими силами. Он сам приходит к Эусебу, и во время их странного разговора молодой человек понимает, что его жена умерла. Доктор предлагает сделку: он воскресит его любимую, сделает их богатыми - но Эусеб будет подвергнут испытанию, из которого вряд ли выйдет победителем, - всё подстроено против него.

По плану Базилиуса, он должен влюбиться в трёх бывших наложниц доктора, признаться им в любви, сделаться равнодушным к Эстер и убить себя. Конечно, молодой человек считает, что это смешно: он не может разлюбить Эстер и полюбить кого-нибудь другого! Он соглашается. Доктор на следующий же день загадочным образом умирает и уже в качестве духа делает всё, чтобы Эусеб проиграл. Между прочим, он каким-то образом оставляет после себя целых три трупа. И - всякого сомнения, он способен овладевать телами других людей. Также он способен «заразить» человека, изменив его, подчинив своей воле. Дух романа держится на отчаянном противостоянии человека и всесильной Судьбы, которая всегда знает лучше и всегда выигрывает. Кроме, конечно, самого последнего раза.

Эусеб оказывается избавлен от страшного договора, несмотря на то что действительно перестал любить жену и [вроде как] признался в любви трём наложницам: его врага просто убивают. Всё в порядке, Эстер с ним и не умерла, он снова любит её, они покидают Яву.
Итак, что Lost взял у «Огненного острова»?
- Очередной остров. Старинное наследие, развалины, мистика, легендарная и загадочная древность. Плюс - на этом острове происходит борьба за сферы влияния и одну из сторон вдохновляет мистический нехороший человек.
- Человек против Судьбы. Мы ничего не можем сделать, как бы ни старались. Хотя нет, можем.
- Злой гений! Дьявольская сущность, оставляет после себя множественные трупы (свои), хочет доказать, что люди плохие, овладевает чужими телами и развращает разум.
- История Ричарда Алперта.
Когда несчастный, отчаявшийся Рикардо попал на остров, он был наивным, тёмным, легко внушаемым человеком. Его любимая жена Изабелла умирала от чахотки, так что Рикардо в бурю поехал за доктором.

Но доктор отказался проделывать такой долгий путь до их фермы и предложил купить у него лекарство. Но у Рикардо не было достаточной суммы денег. В споре он толкнул врача, тот ударился о кромку стола и умер. В ужасе Рикардо схватил пузырёк с лекарством и пустился в путь к своему дому. Но когда он вернулся - Изабелла была уже мертва.

Рикардо тут же арестовали и приговорили к повешению. Тюремный священник отказался отпустить ему грех убийства - однако всё же спас ему жизнь, продав как раба капитану Хансо. Рикардо очутился на острове, когда корабль Хансо «Чёрная скала» потерпел крушение и каким-то чудесным образом разнёс на куски статую Джейкоба.
Рикардо немедленно попал под влияние Человека в Чёрном.

Тот убил всех остальных выживших, потом явился к нему в образе Изабеллы и внушил ему, что это место - ад. Потом злой гений пришёл к Рикардо в человеческом обличье, освободил его от цепей и взамен наказал убить «дьявола» - Джейкоба, который не выпускает их из ада и держит в плену Изабеллу. Конечно, у Рикардо ничего не вышло.
Узнав о противоборстве Человека в Чёрном и Джейкоба, Рикардо заметил, что Джейкоб зря не вмешивается в жизнь приводимых на остров людей: Человек в Чёрном пользуется этим. Тогда Джейкоб предложил Рикардо работу: стать голосом Джейкоба среди людей, проводить его волю и мешать козням Человека в Чёрном.

Когда Рикардо - Ричард - вернулся к пославшему его, Человек в Чёрном указал, что Рикардо больше никогда не увидит Изабеллу. Если, конечно, не вернётся к нему.
Через 150 лет Джейкоб умирает - и мы видим, как ни на йоту не повзрослело мифологическое сознание Ричарда. Без Джейкоба - своего нового бога, человека, который сделал его бессмертным, того, кто оберегает его от страшных мучений в аду, Ричард беспомощен. И он в смятении бросается на то же самое место, где полтора века назад похоронил крест своей любимой жены, - звать Человека в Чёрном, умолять его возобновить своё предложение, вернуть ему Изабеллу.
Но, конечно, он не может вернуть ему Изабеллу. Зато Изабелла может вернуться к нему. Ведь, благо, не все призраки на острове - это Black Smoke.


Итак, Эусеб - прямой литературный прототип Ричарда. Первый - голландец на Яве, второй - испанец на Тенерифе. Оба наивны, просты и чисты душой. Оба обожают своих жён и отчаянно пытаются спасти их от смертельной болезни. Оба встречают жуткого потустороннего товарища, который предлагает им сделку, обещая вернуть жену из мёртвых. Оба - центр конфликта добра и зла, дьявольского и божественного проявлений. Вот только Ричарду больше повезло (или, наоборот, не повезло вовсе). У него был не только дьявольское, но и божественное начало во плоти: оно агрессивно покрестило его в море, дало вина и гарантировало бессмертие.

Так что если Эусеб быстро и своим умом дошёл до правильной постановки вопроса (мы считаем, что дошёл, роман слаб в смысле сюжетных стыковок), Ричарду понадобилось 150 лет, чтобы начать жить своей башкой свою собственную жизнь.

Хорошая серия, хорошая переработка проблемы Добра и Зла, смысла религии, писаного Закона и соответствия внешних и внутренних моральных ориентиров в человеке. Конечно, Джейкоб и его брат - интересная история и всё такое, но Lost, при всей своей упрощённой американской прямолинейности, остаётся сериалом про людей.А ещё (не забыть бы) мне надо рассказать про «Ченслер» и милого персонажа Либби - Элизабет Смит.